АВТО БРАВО +7 (8182) 46-25-25
г. Архангельск, ул. Октябрят, д. 33, корп. 1

ŠKODA AUTO отмечает 150-летие со дня рождения одного из ее основателей Вацлава Клемента (1868 — 1938 гг.)

Млада-Болеслав, 17 октября 2018 г. — 150 лет назад, 16 октября 1868 года, в городе Вельвари в Центральной Богемии родился один из отцов-основателей ŠKODA AUTO Вацлав Клемент.

Среди его главных достижений — стратегическое развитие бренда и успешный выход на немецкий и другие мировые рынки. Вацлав Клемент, известный своей скромностью и трудолюбием, считался одним из самых амбициозных и компетентных предпринимателей своего времени. Кроме того, он успешно выступал в гонках, а также занимался благотворительностью и общественной деятельностью.

• 16 октября исполнилось 150 лет со дня рождения Вацлава Клемента
• Вместе с Вацлавом Лаурином в 1895 году Вацлав Клемент основал в Млада-Болеславе компанию, которая сегодня является успешным во всем мире производителем автомобилей

Вацлав Клемент родился в пятницу 16 октября 1868 года. Он пять лет проучился в начальной школе, а затем начал торговать книгами. Уже тогда Вацлав увлекался велосипедами. Чуть позже, в 1883 году, он устроился помощником продавца в книжном магазине в Млада-Болеславе, а через восемь лет стал владельцем бизнеса. Его хобби — увлечение велосипедами — также стало для него дополнительным источником дохода: он продавал различные двухколесные модели австрийских, английских и немецких брендов.

В партнерстве с механиком Вацлавом Лауриным из Турнау, в декабре 1895 года Клемент основал компанию по ремонту велосипедов. Мастерская площадью 120 квадратных метров располагалась в районе Na Hejtmance Млада-Болеслава по адресу улица Benátská 149 / III. Уже к весне 1896 года Лаурин и Клемент производили собственные велосипеды под брендом Slavia. Креативный и активный Вацлав Клемент, известный своей деловой хваткой, отвечал преимущественно за предпринимательскую деятельность. Одним из его успешных нововведений в октябре 1896 года стала продажа велосипедов в рассрочку. Клемент всегда много работал: занимаясь также рекламой и маркетингом велосипедов, он часто приходил на работу в 5 утра, а уходил только в 11 вечера. Его жена Антони в первые три года отвечала за всю административную работу в компании.

Вацлав Клемент был очень дальновиден и имел отличное деловое чутье. Под его руководством компания L&K стала одним из первых производителей современных мотоциклов. 18 ноября 1899 года на треке в Праге Клемент представил два первых мотоцикла Slavia. Вскоре последовали презентации за границей. Клемент был не только отличным предпринимателем, но и одним из самых успешных гонщиков своего времени. Среди его важнейших достижений ключевым событием стала победа в Exelbergrennen в Вене — самой крупной гонке того времени в Австро-Венгрии. Кроме того, Клемент руководил и заводской командой из Млада-Болеслава. 25 июня 1905 года под его началом один из сотрудников компании, Вацлав Вондрич, победил в неофициальном мировом чемпионате по мотогонкам в Дурдане во Франции.

Вскоре компания L&K стала производить намного больше мотоциклов, чем велосипедов, а в 1905 году полностью отказалась от последних ради того, чтобы создать первый собственный автомобиль. Он был представлен публике в том же году. Несмотря на верность историческим корням, Вацлав Клемент привлек к этой задаче команду международных экспертов, включая знаменитого австро-венгерского конструктора и гонщика Отто Хиронимуса. L&K быстро стал крупнейшим производителем автомобилей в Австро-Венгрии и успешно вышел на многие мировые рынки. Уже в 1907 году более 70% оборота компании составлял экспорт.

Вацлава Клемента очень ценили как лидера. В жизни он славился своей скромностью, а в работе был требователен как к сотрудникам, так и к самому себе. В то же время, он считал себя предпринимателем с ярко выраженной социальной направленностью. Во время Первой мировой войны Клемент смог вернуть домой многих из своих сотрудников, призванных на фронт. Компания L&K поддерживала солдатские семьи и обеспечивала продуктами рабочих, решив тем самым проблему острой нехватки продовольствия.

После Первой мировой войны и заката монархии в стране Вацлаву Клементу пришлось искать, чем компенсировать утраченные экспортные рынки. Он нашел выход, став производить самолетные двигатели, что приносило хорошую прибыль. Однако следующее несчастье не заставило себя ждать: летом 1924 года пожар уничтожил всю фабрику. Чтобы возобновить деятельность компании и продолжить путь к успеху, L&K объединилась с сильным стратегическим партнером — концерном ŠKODA Works из Пльзени.

Вацлав Клемент прекрасно чувствовал все тренды в международной автомобильной индустрии. Используя полученные в поездке в США в 1927 году контакты и опыт, он внес существенный вклад в строительство одного из самых модернизированных по тем меркам завода в Млада-Болеславе. Компания стала использовать конвейерную линию и современную рекламу. В последние годы своей жизни основатель компании стал свидетелем становления бренда, уже получившим название ŠKODA, как крупнейшего производителя автомобилей в Чехословакии.

Вацлав Клемент умер незадолго до своего 70-го дня рождения 13 августа 1938 года. Он пережил своего друга и партнера Вацлава Лаурина почти на восемь лет. Партнеры жили на одной улице Husova, в домах номер 237 и 208. Их могилы на кладбище в Млада-Болеславе также находятся рядом друг с другом.

Назад